УЛУН
знаменитый китайский чай
Главная | Новости | Статьи | Дорогая Редакция
"Я смотрю, твоё дао такое же большое, как и у меня"
ПУТЬ ЧАЯ
Чайный лист
Вода для чая
Огонь для чая
Гунфу-ча
Чайное состязание
Ча Дао - Путь чая


СОРТА
Тегуанинь
Дар богов
Весна четырёх сезонов
Алишань
Дун Дин
Молочный улун
Цветочный улун
Женьшеневый улун
Жасминовый улун
Золотой улун
Ли Шань
Бэнь Шань
Цзинь Сюань
Мао Се


 

ДАО ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ

Старинных этнических чайных церемоний, как целостных культурных традиций сейчас есть две - китайская и японская. Несмотря на географическую близость и генетическое родство (чайные церемонии пришли в Японию из Китая), они сильно различаются по своим культурным основам.

Японская чайная церемония основана на дзен-буддизме и, в некоторой степени, на синтоизме. Смысл её, если предельно упрощать, состоит в получении дзен от самого процесса церемонии, организованного и упорядоченного определённым образом, в первую очередь через жесткие правила поведения и вводимые ограничения. На японской чайной церемонии сильно ограничены круг тем для беседы, круг предметов относящихся к церемонии и круг действий, которые прилично совершать во время церемонии. Сам чай рассматривается здесь как одно из средств для достижения результата (постижения дзен) наряду со всеми другими средствами.

Китайская чайная традиция основана на конфуцианстве и дао. Конфуцианство привнесло в неё упорядоченность, методичность, соразмерность и функциональность. Дао - плавность, постепенность, органичность и естественность, и в итоге раскрытие сущности как чая, так и человека, участвующего в церемонии. Вот есть чай, вот есть люди и давайте возьмем от всего этого по максимуму всеми доступными средствами.

Несмотря на этническую показушность современных гунфу-ча, китайская чайная церемония изначально весьма утилитарна и практична, там нет лишних действий, совершаемых лишь для проформы, "потому что так положено". Конфуцианство дало навык следования канону, но оно же дало и осмысленность самого канона при его создании. Все эти красивости вроде "ухода за чайником", выливания первой заварки, чаши справедливости и т.д. имели, и во многом продолжают иметь, практическую основу. Основу связанную с технологией приготовления, представления и потребления чая наилучшим образом. Таким образом китайская чайная церемония привязана к месту, ко времени, и к участникам. Вне этого контекста она теряет весь свой смысл. Чайная церемония в Китае никогда не была чем-то застывшим, но менялась, причем иногда очень существенно от эпохи к эпохе.

А вот какой должна быть церемония китайской чайной традиции сейчас - это интересный вопрос!

И чтобы найти ключи к ответу нужно вернуться к вопросу - в чём, собственно, заключается дао чайной церемонии. Китайцы рассматривали такую церемонию как посредничество. В самом общем смысле это посредничество между высшим дарующим началом Небом (его символизирует чай) и низшим принимающим началом Землёй (его символизирует человек). Сама же чайная церемонии выступает как Посредник между Небом и Землёй, то есть Человек. Если чайная церемония прошла хорошо, значит у мастера чая получился хороший живой Человек. Даже у одного мастера и у одних и тех же участников не бывает двух одинаковых церемоний, как не бывает двух одинаковых людей.

В современном мире гунфу-ча - это чаще всего просто красивое эстетское мероприятие с этнической окраской. Как церемония она отнюдь не имеет многовекового возраста и сложилась в XIX веке. Так что даже если рассматривать её как Посредника, как Человека, то это будет китаец преклонных лет из XIX века, а вернее манекен такого китайца. Привычная нам гунфу-ча с чайными парами с полным набором инструментов и с признанным сейчас повсеместно каноном была придумана и исторически сложилась именно тогда.

Её второе рождение случилось на рубеже 20 и 21 века, когда возник всплеск интереса к традиционным культурам, в том числе китайской. Гунфу-ча достали из чулана, отряхнули от пыли, заново выкрасили новыми красками, одели в современные ткани стилизованные под старину и пустили в дело, то есть в бизнес.

Но бизнес не может работать с "живым" материалом. Поэтому он делает манекены. А "живые" чайные церемонии сейчас делают исключительно любители, не в смысле "любитель-дилетант", а в смысле "человек, любящий дело, которым он занимается".

...даже если такие церемонии и покажутся кому-то неканоничными.

Д.Р.

ЧАЙНЫЕ ЛЕГЕНДЫ
Шень Нун
Бодхидхарма
Сюй Цзешу
Лу Юй
Мао Цзедун
Гуанинь


ПОСУДА
И ИНСТРУМЕНТ
Чабань
Чайник
Чахай
Чайная пара
Чахэ и Чацзюй
Гайвань


МИР ЧАЯ
Чайные провинции
Видео



Яндекс.Метрика
 
© Вебб-Дизайн Студия